Невнимательный ребенок.
Сложности с вниманиемявляются одной из самых распространенных причин неуспеваемости детей. Часто, даже ребенок с хорошим интеллектуальным потенциалом неуспешен в школе из-за того, что может что-то прослушать, не записать задание, по причине невнимательности допустить ошибки в работе.
Ребенку нужно помочь, но для начала нужно провести диагностику внимания, определить, по какой причине ребенок невнимателен. Понаблюдайте за ребенком, за тем, как он выполняет домашнее задание, работает, играет, и для себя ответьте на следующие вопросы:
1. Широкое или узкое у ребенка поле зрения, сколько предметов он может сразу охватить?
2. Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь?
3. Быстро ли устает?
4. На каком этапе допускает больше ошибок – в начале, в середине или в конце занятия?
5. В каких видах деятельности невнимательность проявляется чаще всего?
Ответив на вопросы – Вы будете знать, над чем именно предстоит поработать.
В некоторых случаях причина невнимания может быть связана с развитием нервной системы. Если ребенок крайне активен или наоборот медлителен, то причина кроется в недостаточной сформированности навыков сосредоточения и переключения. Очень часто, первоклашки не могут до конца высидеть урок, начинают отвлекаться и заниматься своими делами, именно потому, что их нервная система еще недостаточно созрела. В этом случае заставлять ребенка спокойно сидеть на месте и выполнять однотипные задания попросту вредно для его здоровья. Квалифицированный совет может дать невропатолог, у которого желательно провести консультацию.
Кроме физиологических причин невнимательности существуютпричины и психологического характера. Возможно, причина невнимательности скрывается в отношении ребенка к этому занятию. Может у него существуют страхи, повышена тревожность. Например, страх математики и боязнь быть в ней неуспешным. Ребенок на уроке погружается в переживания и уже ничего вокруг не видит. В этом случае Вам надо помочь ребенку поменять отношение к предмету.
Вопрос невнимательности может быть связан и с саморегуляцией. Ребенок делает много ошибок, не потому что что-то не заметил или не знал, просто он действовал импульсивно, торопился. Это означает, что развивать нужно не внимание, а навыки саморегуляции. Объясните ребенку, что значит работать спокойно, неторопливо, аккуратно.
Причиной невнимательности могут быть и хронические заболевания.
Ребенок со слабым здоровьем, часто болеющий, отличается повышенной утомляемостью и недостаточной работоспособностью. Функции внимания снижены из-за ослабленного организма. Такому ребенку показаны умеренные нагрузки и обязательное соблюдение режима.
Переутомление.
Рабочий день школьников переполнен обязанностями, как правило, не только школьными. Дополнительно в него включено посещение различных секций и кружков. Часто, ребенок едва находит время выучить уроки. Такой режим снижает работоспособность и увеличивает невнимательность ребенка.
Развивать и корректировать внимание следует, используя различные, интересные для ребенка виды деятельности. Подберите занятия, которыми ребенок может заниматься долго и с увлечением и где результат зависит от умения сконцентрировать внимание. В этом случае ребенок будет охотно и с пользой проводить время, развивая навыки внимания.
Предлагайте пазлы, мозаики, конструкторы – все эти игры предполагают внимание к мелким деталям и увеличенный охват зрения.
Какие еще можно делать упражнения:
- Упражнения на внимание. jpg
- Бортникова Е. Развиваем внимание и логическое мышление. Тетрадь djvu.
- Варианты заданий. doc.
- Машталь О. - Лучшие методики развития внимания у детей (Саквояж эскулапа) - 2008. doc.
- Соколова Ю.А. - Внимание. Готовимся к школе по интенсивной методике -2005. doc.
Благодарю, интересного. Я работала воспитателем ГПД много лет. Информация полезная. И дизайн сайта понравился.
Здорово! Большое спасибо! Много нужной и полезной информации. Дизайн сайта красочный, привлекательный! Дальнейших успехов и удачи!